Статья 12.34 КоАП РФ гласит, что руководитель дорожной службы может быть оштрафован на сумму от 2 тыс. до 3 тыс. руб. за непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, а сама организация — на сумму от 20 тыс. до 30 тыс. руб. Если хотя бы часть водителей в России проявит принципиальность и подаст в суд на ответственные подразделения Минтранса, бюджет дорожного ведомства попросту не выдержит груза компенсационных выплат. Возможно, такой подход поможет улучшить качество дорог в стране.
Назначение нового мэра Москвы привыело к новым попыткам решить транспортные проблемы в столице. По большей части именно этому вопросу был посвящен Правительственный час в Госдуме 3 ноября, на котором глава Минтранса в числе прочего предложил сделать личный транспорт в столице невыгодным, чем вызвал недоумение автовладельцев. Вопрос, безусловно, сложный и дискуссионный. Рано или поздно, вероятно, центр города так или иначе придется «закрывать». Ведь даже если допустить идеальную работу не менее идеальных проектировщиков и дорожников, то вот представить эстакады над историческим центром попросту немыслимо. Прежде всего, с точки зрения облика города.
Так или иначе, и для личных машин, и для автобусов с троллейбусами нужны хорошие дороги. Нормальные, как минимум. Встал этот вопрос и на правительственном часе, причем в очень конкретной форме.
Диалог господина Левитина с парламентариями заслуживает более пристального внимания: «Россия остается единственной страной, в которой ямы на дорогах утверждены по ГОСТу. Согласно ГОСТ Р 50597−93 размеры ям не должны превышать 15 см по длине, 80 см по ширине и 5 см по глубине. Какая перспектива в дорожном строительстве ожидается в этом направлении?». Ответ министра: «В соответствии с ГОСТ Р 50597−93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине — 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см».
То есть министр скрупулезно и терпеливо разъяснил невежественным парламентариям, что ширина «разрешенных» выбоин на дороге вовсе не 80, а всего-то 60 сантиметров. А затем пространно поведал, какой сложный комплекс мер разработан Минтрансом для решения проблем с дорожным покрытием: планируется изменить даже ГОСТ для битума. Однако глава Минтранса умолчал о том, что пора менять дорожный ГОСТ в целом. Что полуметровым ямам не место в системе стандартов цивилизованного государства.
Между прочим, по нормам того самого ГОСТа, для обеспечения сохранности автомобильных дорог за их «жизненный цикл» необходимо выполнить два ремонта, два капитальных ремонта, пять поверхностных обработок покрытия через каждые 2−3 года. В целом ежегодно необходимо осуществлять ямочный и капитальный ремонт на федеральных автомобильных дорогах общей протяженностью 6−7 тысяч км.
Именно для этих целей в прошлом году была создана подчиненная Минтрансу госкомпания «Росавтодор». Замминистра транспорта Олег Белозеров тогда заметил: «Автодор» является эффективным инструментом для привлечения внебюджетных инвестиций для строительства и реконструкции автомобильных дорог. Деятельность госкомпании «Российские автомобильные дороги» даст начало созданию сети высококачественных скоростных автодорог страны, приобретению опыта привлечения внебюджетных средств на финансирование проектов строительства и реконструкции дорог и созданию объектов дорожного сервиса".
Как заявлено в программе деятельности госкомпании, суммарный объем капитальных вложений в «Росавтодор» в 2010−2015 годах составит 1,487 триллиона рублей. Казалось бы, ямы на российских дорогах навеки сняты с повестки дня — на средства госкомпании можно будет закатать в асфальт половину страны. Но планы «Росавтодора» поразительно скромны: за пять лет планируется построить всего 537 км и реконструировать 934 км автодорог.
По статистике, доля происшествий в относительно «ровной» Москве из-за плохого состояния дорог составляет в среднем 5,5% от всех ДТП. По данным же департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД России, в общем по стране 18% ДТП происходят из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Ежегодно в России из-за плохих дорог случается порядка 40 тыс. аварий, в которых гибнет 6,5 тыс. человек.
Автомобилисты уже готовы бороться с Минтрансом, возможно, самым понятным для чиновников оружием — рублем. Параметры и нормы качества асфальта устанавливаются Государственным стандартом. Полное название документа — ГОСТ Р 50597−93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». По ГОСТу, размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 см по длине и 60 см по ширине, а глубина ямы или высота выбоины на дороге не должна превышать 5 см. «Если хотя бы один из этих параметров не соблюден, виноваты дорожные службы», — заявил в своем интервью газете «Коммерсантъ» председатель межрегиональной общественной организации «Комитет защиты прав автомобилистов» (КЗПА) Александр Холодов, комментируя перспективы судебных исков в адрес дорожников. Эксперты считают, что число этих исков может серьезно возрасти.