Каждого автомобилиста заставят установить кнопку «SOS»
Минпромторг планирует обязать российских автовладельцев покупать для
своих машин специальные устройства, интегрированные с системой ГЛОНАСС,
которые в случае аварии автоматически подают сигнал в экстренные
службы, сообщая координаты пострадавших. Об этом заявил замглавы
министерства Юрий Борисов. По задумке властей, эта услуга должна стать
принудительной уже с 2013 года. Аналогичную систему помощи на дорогах
уже предлагает российским клиентам компания Volvo. Оснащение такой
аппаратурой шведского автомобиля обходится в 93 900 руб. За эту сумму
шведы устанавливают весьма продвинутый мультимедийный комплекс. Наш
будет значительно проще: все ограничится датчиком, посылающим сигнал на
пульт дежурного. Хотя будут ли цены на российский комплекс доступными,
пока не уточняется. Для сравнения: навигатор ГЛОНАСС покупателям моделей
Lada предложат в будущем году за 12 000 руб.
Принцип работы шведского автоматического спасателя таков. В
автомобиль встроен навигатор и телефонный модуль. Система активируется
при срабатывании любой подушки безопасности либо вручную нажатием кнопки
«SOS». Телефон сам звонит в call-центр, сообщает координаты аварии и
включает «громкую связь» с оператором. У нас, вероятнее всего, также
будут использованы GSM-сети, ведь они обладают максимальным покрытием,
хотя на длинных перегонах и в глухих деревнях на сотовых операторов
положиться нельзя.
Вообще, возможность качественной работы таких систем в российских
условиях вызывает пока сомнения. Во-первых, многое зависит от
организации функций единой диспетчерской, принимающей сигналы о ДТП. У
Volvo — собственный центр, работающий по системе, уже «обкатанной» в
Европе. А вот будет ли государственная служба эффективной, еще вопрос.
Но главное, при наших расстояниях быстрый выезд скорой помощи в любую
точку страны физически невозможен. В Volvo это признают, и хотя их
система работает в России уже третий год, пока ей можно пользоваться
лишь в Москве и Санкт-Петербурге.
По шведской статистике, эффективность этой системы — налицо.
Утверждается, что на сегодняшний день ее работу удалось организовать
таким образом, что ни один случай ДТП с участием автомобилей Volvo не
остается без внимания и помощи со стороны сотрудников собственной
аварийной службы.
И тем не менее, отметим, что в Европе речь не идет об обязательном
требовании оснастить подобными приборами все машины. Там предпочитают
повышать безопасность дорожного движения прямыми методами. Во-первых,
планомерно пересаживают граждан на более совершенные с конструктивной
точки зрения модели. Так, например, на Западе уже много лет не продаются
модификации без АБС и уже всерьез обсуждается возможность включения
систем курсовой устойчивости в базовую комплектацию всех
машин. Во-вторых, строят современные магистрали.
У нас же новая система пока кажется еще одним поводом собрать деньги с
автомобилистов. Хотя, как утверждает замминистра Юрий Борисов, это не
будет навязанной услугой. Стоимость датчика могут включить в цену ОСАГО.
Но если его цена при этом возрастет, то выглядит это именно навязанной
услугой.
|