Новый «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств»,
вступивший в силу 22 сентября 2010 года, фактически запрещает тюнинг
автомобиля без предварительного согласования, делает бессмысленной
установку кондиционера и содержат еще массу нестыковок. Автоэксперты,
обеспокоенные непроработанностью документа, подготовили ряд важных
поправок и направили их на рассмотрение Госудумы.
Надо что-то менять
Документ нуждается в «серьезной переработке». В регламенте,
разработанном и подготовленном силами Центрального
научно-исследовательского автомобильного и автомоторного
института»НАМИ»(НАМИ) немалое количество пунктов не то, чтобы
сомнительны, но и нередко абсурдны и противоречат действующему
законодательству. К такому выводу пришли участники круглого стола.
Климат— вне закона
Особо жаркие споры вызвал целый ряд положений нового
документа. Так, пункт про климатические установки гласит, что
максимально допустимое изменение температуры в салоне авто относительно
температуры за бортом составляет 8 градусов. Как заявил Богдан Осокин,
эксперт организации «Свобода Выбора», «если за окном жара в 40 градусов,
в салоне будет 32. И какой смысл тогда в кондиционере, если я не могу
установить комфортные мне 25 градусов? Таким образом НАМИ заботится о
том, чтобы снизить „вероятность простудных заболеваний" у тех, кто
находится в автомобиле».
Запрет на установку «кенгурятников» также вызвал недовольство как
потребителей, так и производителей. По словам представителей компаний,
производящих и продающих «кенгурятники», в Европе они не запрещены, а
регламентированы. Если это сертифицированная конструкция,
протестированная на соответствие нормам безопасности, то ее
использование должно быть разрешено. У нас же— полный запрет.
Двойные сертификаты
Другой пункт регламента, вызвавший оживленное обсуждение— это
изменения, вносимые в конструкцию автомобиля. Новый регламент их
фактически запретил. Причем неважно, что было заменено— амортизатор или
«поворотник». Для легализации этих изменений надо получить в ГИБДД
направление на экспертизу, затем с актом из экспертизы поехать к
официально утвержденному установщику, затем внести изменения в ПТС…
Такие проблемы в России решаются, как правило, быстрее, но за деньги. Итог— еще больший уровень коррупции в соответствующих органах.
Как заметил депутат Московской областной Думы Александр Романович, «получается, что за сертификацию товара приходится платить дважды: первый раз при получении сертификата на ввоз, потом— при
получении сертификата на установку дополнительных аксессуаров».
Старую технику— в утиль?
Новый регламент может сильно ударить и по людям и организациям,
эксплуатирующим старую технику. Так, в качестве примера была приведена
военная техника, точнее— грузовики, списанные с баланса вооруженных сил
после консервации и проданные населению. В регионах такая процедура—
дело обычное. По принятому регламенту, все грузовые автомобили должны
быть оборудованы тормозами с АБС (антиблокировочной системой). Пример,
приведенный одним из спикеров: «как быть, если списанный, но находящийся
в идальном состоянии ЗиЛ-131, вообще не приспособлен для установки АБС?
Получается, что эксплуатировать его на дорогах общего пользования
нельзя?»
Зато запретили «китайский» ксенон
Но не все так печально. В новом техрегламенте есть и такие пункты,
как запрет использование «левого» ксенона. Цитата из документа: «Фары
ближнего света, источник света которых представляет собой газоразрядную
лампу, должны быть оснащены устройством фароочистки и работоспособным
автоматическим корректирующим устройством регулировки угла наклона.» Это
автоматически отметает использование дешевых осветительных приборов,
слепящих и встречных, и попутных водителей. Как правило, эта продукция
идет к нам из Китая.
Пока у автолюбителей есть время выждать. Так, как подчеркнул
заместитель председателя комитета по региональной политике Госдумы РФ
Сергей Фургал, те водители, которые только получили талон техосмотра,
фактически могут в течение срока его действия делать с автомобилем все,
что угодно. А в случае, если ТО пройти легально невозможно, «все знают,
как этот момент обойти».
Технический регламент нуждается в доработке, и она будет проведена в
ближайшее время. Так, Александр Романович предложил всем
присутствовавшим подписать документ, в котором будут изложены все
замечания и поправки, обсужденные во время круглого стола. В дальнейшем
этот документ будет передан в Госдуму для ознакомления.